После того, как вокруг Ленинграда замкнулось кольцо вражеской блокады, Ладога стала единственной нитью, связывавшей осажденный город с Большой землей. В конце октября 1941 года озеро стало затягиваться льдом, и навигация стала невозможной. Чтобы связь с Ленинградом не прерывалась, пришлось срочно организовать движение машин по льду Ладожского озера. Эту невероятно трудную военно-инженерную задачу удалось решить в самые короткие сроки, и с 20 ноября через Ладогу пошли грузовики, которые везли продовольствие и другие грузы в блокадный Ленинград.
Организация ледовой трассы через Ладожское озеро — труднейшая задача, тем более в условиях военного времени. О том, как ее удалось решить, мы знаем не только по сохранившимся архивным фотографиям, но и благодаря дошедшему до нас дневнику С.А. Гельберга, заместителя начальника ледового участка Дороги Жизни. Он был военным инженером и художником, запечатлевшим для нас картины героической эпопеи. Ледовая трасса позволила спасти жизни более полумиллиона ленинградцев, эвакуировав их через Ладожское озеро в Кобону. Среди тех, кто проделал этот путь в начале 1942 года, был и восьмилетний Александр Городницкий. Он посвятил свое стихотворение неизвестному водителю ледовой трассы…
О выставке
Музей «Кобона: Дорога жизни»
22 ноября в музее состоялось открытие выставки одного экспоната, на которой представлен спидометр ГАЗ АА Автомобиля с Дороги жизни. Открытие выставки 22 ноября имеет особый смысл. Именно с этого дня по ледовой магистрали в течение 5 месяцев, днем и ночью, в исключительно трудных природных условиях под постоянным обстрелом и бомбежкой врага, непрерывным потоком двигались машины с грузами для блокированного Ленинграда, а на восточный берег в Кобону перевозили эвакуируемых ленинградцев, оборудование заводов и другие ценности.
Выставка продлится до 31 декабря 2021 г.
Краткая историческая справка
Дорога Жизни - транспортная магистраль через Ладожское озеро между Осиновцом и Кобоной, соединявшая блокадный Ленинград с Большой землей. С сентября 1941 по январь 1943 была единственной трассой, по которой из Ленинграда эвакуировались жители, а в город поставлялось продовольствие и другие грузы. В зимнее время, когда Ладога замерзала, машины и другая техника двигались по ледяной трассе, которая впервые заработала в ноябре 1941 года. Подробнее